Чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, не нужно подавать заявления и лично посещать налоговую инспекцию. Регистрация происходит через интернет:
1. В приложении «Мой налог» с мобильного телефона.
«Мой налог» — это официальное приложение ФНС России для плательщиков НПД. Оформить самозанятость и
вести деятельность возможно и в веб-версии на компьютере, но приложение на телефоне позволяет
заглянуть в личный кабинет в любой момент. Скачать его можно по ссылке в:
• App Store
• Google Play
2. Через личный кабинет самозанятых на сайте ФНС.
Это можно сделать любым из трёх способов:
А) По паспорту.
Для этого понадобится паспорт в развёрнутом виде и мобильный телефон или компьютер с камерой.
Программа отсканирует документ, сверит данные и проведёт идентификацию человека через селфи.
Чтобы подписать заявление, нужно моргнуть на камеру. Однако этот способ действует
только для граждан России.
Б) С помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС.
В) Через учётную запись на портале «Госуслуги».
Для оформления понадобится действующий номер телефона, так как на него придёт код для подтверждения
учётной записи. Спустя некоторое время самозанятому поступит сообщение об успешной постановке на
учёт плательщиков НПД, максимальный срок ожидания — 6 дней.
Если у вас есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах, в приложение можно войти без ИНН и
пароля от личного кабинета.
Г) Отдельно стоит рассмотреть регистрацию самозанятости через уполномоченные банки (например, Сбербанк, «Тинькофф», «Альфа-банк») или операторов электронных площадок. Этот вариант будет удобен тем, кто уже является клиентом банка или оператора и хочет вести всю профессиональную активность в одной экосистеме.
После регистрации в «Мой налог» в личном кабинете укажите вид деятельности (их можно выбрать
несколько).
Для этого пройдите по следующему пути: «Прочее» → «Профиль» → «Вид деятельности».
По желанию укажите банковскую карту, с которой будет производиться платёж за налоги, а также настройте автоплатёж: на главной странице личного кабинета нажмите вкладку «Платежи».
Что делать, когда заказ выполнен?
После поступления денег за выполненную работу, необходимо сформировать чек в «Мой налог» и отправить его заказчику.
Для этого нажмите кнопку «Новая продажа» на главной странице приложения. Далее выберите дату получения оплаты, название услуги и её стоимость, введите ИНН организации — её наименование добавится автоматически. Затем нажмите «Выдать чек».
Как передать чек?
Передать чек необходимо до 9-го числа следующего месяца.
Сделать это можно несколькими способами:
• Отправить по смс или через мессенджеры: «Вайбер», «Телеграм»
• Выслать на электронную почту
• Дать клиенту считать QR-код на чеке
• Распечатать и вручить на бумаге
Вы сами решаете, какой чек выдать — электронный или бумажный.
Со своих профессиональных доходов вы платите только НПД, а не НДФЛ.
Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с подработок самозанятый будет платить сам.
Обязательно передайте чек заказчику услуг (покупателю), это важно для юридических лиц для возможного принятия к расходам компании оплаты ваших услуг или товаров. Вы можете не передавать чек заказчику (покупателю), если он его не требует, но сформировать его нужно обязательно.
Налог будет начислен автоматически и отразится в личном кабинете самозанятого после 12-го числа месяца, следующего за оплатой услуги.